пятница, 11 апреля 2014 г.

А.Иванов.Географ глобус пропил


"Ах, какое блаженство..." - целый день ничего ("обязательного") не делаешь, читаешь, бесконечно гоняешь чаи (с чем-нибудь сладеньким), смотришь в окно на открывающийся симпатичный вид или на экран, слушаешь, думаешь...


Как-то в последнее время, когда, затурканная событиями на Украине, едва успеваешь следить за тем, что там происходит, что будоражит и мысли, и чувства, - на чтение книг остаётся мало времени время.

Начала было читать Евгения Иванова "Голый шпион. Русская версия. Воспоминания агента ГРУ", хотя хотелось бы прочесть другую его книгу "Шпион номер раз"- о тайнах знаменитого скандала века - компромате на Дом Виндзоров, министров британского правительства, видных аристократов Старого Света и братьев Кеннеди.
Промелькнуло в печати, что с этой историей как-то (возможно) связана таинственная смерть Березовского.

К сожалению, не удалось найти книгу в онлайн, чтобы скачать или почитать. Может появится позже.


Пока отложила "Шпиона..." и переключилась на другого Иванова - Алексея: молодой музейный работник из Перми (говорится в аннотации) написал смешную и печальную книгу о современной школе...

Называется она "Географ глобус пропил" и сейчас как раз у всех на слуху в связи с фильмом, снятым по этой книге. Фильм осыпан премиями "Ника" по нескольким номинациям.

Сюжет фильма сильно переработан и действие его перенесено в современность с присущими ей реалиями. А на самом деле то, что описано в книге, происходит в те - уже далёкие и "лихие" - 90-е годы...


Сюжет книги несложен: молодой безработный биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу.

Дома - недовольная жена постоянно его пилит: денег не зарабатывает, пьёт беспрерывно со своими друзьями - в общем неустроенный, непутёвый, недотёпа, оболтус. (При этом, правда, обожает свою маленькую дочь, забирает её из садика,разговаривает, читает, играет с нею).



Запутавшийся, потерявшийся в жизни, бесконечно одинокий Виктор Служкин...
Он ничего из себя и не строит, не пытается казаться лучше, чем есть. Бардак у него в семье (сам предлагает лучшему другу Будкину свою жену Надю), бардак в голове, на работе, в школе тоже чёрт знает что. Учитель-оболтус встречается с такими же учениками (9-й класс), которые его ни в грош не ставят, делают всякие гадости, на уроках болтают, безобразничают, играют в карты...

А он с ними пытается бороться. Жалуется (при очередной пьянке) своему другу:

"Я человека ищу, всю жизнь ищу человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека! Так что же мне делать? Я из-за них сам, Будкин, человеком стать не могу - вот сижу тут пьяный, а обещал Татке книжку почитать!.. Ну что делать-то? Доброта их не пробивает, ум не пробивает, шутки не пробивают, даже наказание - и то не пробивает!"

Как-то он не выдержал и высказал ученикам всё, что думал о них:

"Вы не только не личности, но вы даже ещё не люди. Вы - тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме жратвы, телевизора и сортира. Как так можно жить?
Я понимаю, у вас чувство юмора не развито, поэтому и приколы у вас идиотские. Для чувства юмора нужна культура, которой у вас нет. Вы мне свои обезьяньи подляны строите и думаете, что они меня задевают. А они меня совсем не задевают. Я на вас ору только для того, чтобы вы успокоились: мол, ништяк, достали географа. Меня ваши подляны не обижают, потому что я вас не уважаю. Они мне просто мешают"...


Впечатление: какая чернуха! "Географ" тоже вроде ведет себя в школе непотребно: и ругается, и дерётся, и ставит бесконечные двойки, и даже играет с ними в карты, курит, а то и пьёт, влюбляется в свою ученицу,...

Но на самом деле Служкин внимательно следит за поведением своих учеников ("отцов", как он их называет), за каждым сдвигом в их развитии, радуется за них, видя, как они взрослеют, набираются сил и опыта. В конце концов Служкину удается найти что-то человеческое в каждом и он становится другом этих ребят.

"Я думал, что я устроил этот поход из своей любви к Маше. А оказалось,что я устроил его просто из любви. И может, именно любви я и хотел научить отцов - хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно. Любви к человеку, потому что легко любить херувима, а Географа, бивня, лавину любить трудно. Я не знаю, что у меня получилось. Во всяком случае, я как мог старался, чтобы отцы стали сильнее и добрее, не унижаясь и не унижая".

Ребята самостоятельно научились преодолевать трудности, что наглядно проявилось на реке, когда они без него на неисправном плоту сами пробивались через пороги. И прошли их...

"Отцы все сделали не так, как я учил. Всё сделали неправильно. Но главное - они прошли. И лёд в моей душе тает. И мне становится больно от того, что там, в Долгане, меня вместе с отцами не было. Так болят руки, которые ты на стуже отморозил, а потом отогрел, оживил в тепле. Мне больно. Но я обреченно рад этой боли. Это - боль жизни".

Хороши в книге описания природы и истории Пермского края, стихи-вкрапления, воспоминания о прошлых годах. А ещё привлекателен юмор и самоирония героя, его замечательные поговорки-прибаутки: типа:"Язык Златоуста, да мыслей негусто", "О нем поминки, а он с четвертинкой", "Говорит что астроном, а бежит лишь в гастроном".

Единственное, что мне показалось не очень убедительным, так это его любовь к 15-летней девочке...Похоже на некую романтику, блажь 30-летнего мужчины, у которого в жизни, дома как-то всё не так...

Кажется, что роман заканчивается печально: Служкину приходится уйти из школы, Машу он теряет: она уходит в свою "свежую, дивную и прекрасную жизнь".

"Служкин на балконе курил. Справа от него на банкетке стояла дочка и ждала золотую машину, слева от него на перилах сидел кот. Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества"...

Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий