суббота, 9 марта 2013 г.

Михаил Шишкин - совесть России?


"Политика российского руководства и, в частности, события последнего года создали в стране совершенно неприемлемую ситуацию, унизительную для народа России и великой русской культуры. Мне как русскому и гражданину России стыдно за то, что происходит в моей стране. Принимая участие в книжной ярмарке в составе официальной делегации и пользуясь писательскими привилегиями, я тем самым беру на себя обязательства представлять государство, чей политический курс я считаю разрушительным для страны, и официальную систему, которую я отвергаю.

Страна, где власть захватил коррумпированный криминальный режим, где государство представляет собой воровскую пирамиду, где выборы превращены в фарс, где суды обслуживают власть, а не закон, где есть политические заключенные, где государственное телевидение занимается проституцией, где кучка самозванцев принимает безумные законы, возвращающие нас всех в средневековье, - такая страна не может быть моей Россией."



Круто... Но вот такой честный, справедливый, совестливый, безумно храбрый, принципиальный товарищ - этот писатель Михаил Шишкин. Тёмная я тёмная, до сих пор не читала замечательных произведений писателя. А он, оказывается,

"2005 — Лауреат премии «Национальный бестселлер» (роман «Венерин волос»)
2006 — Лауреат премии «Большая книга» (третье место, роман «Венерин волос»)
2006 — Финалист Литературной бунинской премии (роман «Венерин волос»)
2007 — Grinzane Cavour Prize (итальянский перевод «Венериного волоса»)
2007 — Halpérine-Kaminski Prize for the Best Translation (Laure Troubeckoy, за французский перевод «Венериного волоса»)"

Тут же нахожу в интернете автора, скачиваю несколько произведений, начинаю читать...

А сегодня зашла в Яндекс и обалдела: интернет гудит... и свистит...
Наш борец с режимом, который... (см.выше), оказывается, с 1995 года не живёт в стране, которая "не может быть моей Россией."

А в прошлом году (когда власть, очевидно, была другая) писатель уже посещал США по приглашению того самого Федерального агентства по печати, которое сейчас стало "министерством пропаганды". А ведь до этого в России уже все выборы прошли, и "креативный класс" показал себя на Болотной...

А в позапрошлом году (не стыдясь) писатель принял премию "Большая книга", которую, говорят, курирует это самое агентство.

Может быть, ларчик просто открывается: говорят, Шишкин нашёл западных издателей - и надо бы "подогреть" интерес к своей персоне?

Вот и я уже рванула в интернет, а сколько ещё таких же любознательных читателей!

Но это лишь одна (интересная) грань личности писателя.

 А тут - нате вам ещё нюансик: (извините за длинную цитату)

"...друзья начинают один за другим говорить мне, что появился-де новый писатель ...стыдно его не читать.
Пристыжённый, открыл я книгу Михаила Шишкина «Венерин волос».
Книгу, получившую одну престижную премию и едва (со скандалом) не получившую другую, ещё более престижную.
Начал читать.

Поначалу показалось скучно, вяло и неново.
Но вдруг пошла действительно хорошая проза – как бы воспоминания о как бы детстве как бы известной певицы Изабеллы Юрьевой. Действительно известной и недавно скончавшейся в более чем преклонном возрасте. И так хорошо эти как бы воспоминания написаны, что просто не оторваться.
Я и не отрываюсь и читаю дальше… но начинаю вдруг с удивлением понимать, что всё это я уже читал. И совсем недавно.

Читаю я у Шишкина такое:
«Гимназия начинается, собственно, с писчебумажного магазина Иосифа Покорного на Садовой. Достаточно сказать: «Билинской, первый класс», как мне уже сооружают пакет, в котором все учебники, тетради, краски, кисточки нужных размеров, перья, резинки, пенал…
…Утром мама… суёт каждой по пятнадцать копеек на обед. Уже по дороге деньги тратим на лакомства – леденцы или кусок халвы у уличных торговцев, те специально выбирают места недалеко от школ…
…Помню даже мой номер в раздевалке – 134…
Всё, купленное в магазине для уроков, оказывается совершенно недостаточным. К счастью, у меня есть опытные сёстры, которые учат, что кроме учебников и тетрадей уважающая себя гимназистка должна иметь альбом для стихов и картинок… розовая промокашка, вложенная в тетради, является признаком безвкусицы и почти что нищеты, а надо покупать клякс-папир других цветов и прикреплять его к тетрадям лентами с пышными бантами».

Тут же в волнении протягиваю руку к книжной полке и беру книгу воспоминаний Веры Пановой «Моё и только моё» (Издательство журнала «Звезда», СПб., 2005). Открываю книгу и читаю…
«...На Садовой улице был писчебумажный магазин Иосифа Покорного. Надо было прийти туда и сказать: «Гимназия Любимовой, первый класс». И отлично вымуштрованный приказчик сооружал пакет, в котором были собраны все нужные учебники, тетради, даже набор акварельных красок, требуемых в 1-м классе гимназии Любимовой, для уроков рисования, даже кисточки нужных номеров, и перья, и резинки, и пенал там был, и дневник, и решительно всё, что могли потребовать учителя…
…Мне давали утром пятнадцать копеек на завтрак, из этой суммы я копеек пять тратила по пути в гимназию на лакомство. На этом пути тут и там сидели торговцы с лотками. На копейку можно было купить либо три больших леденца… либо порядочный кусок халвы…
…вешала своё пальто на колышек под ‹ 383, запихивала в рукава кашне и шапку (у нас были пребезобразные форменные зимние шапки из грубого чёрного плюша)…

…Оказалось, что кроме учебников, тетрадей и тому подобного гимназистка должна иметь альбом для стихов и картинок, что розовая промокашка, вложенная в тетради, считается признаком безвкусицы и почти что нищеты, а надо покупать клякспапир других цветов и прикреплять его к тетрадям лентами с пышными бантами…»

Согласитесь, почти слово в слово то же самое, только гимназия не Билинской, а Любимовой, да номер в раздевалке другой. А так – всё то же самое, вплоть до вкусного и почти забытого слова клякс-папир.

Согласен, проза хорошая, но, простите, при чём здесь Шишкин?
И приходит в голову этакое соображение, которым, должно быть, господин Шишкин руководствовался: кто сейчас помнит Панову? Кто перечитывает её воспоминания? И вообще она уже давно умерла, а у мёртвых воровать – это вроде и не воровство…
Не воровство – мародёрство".

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/8_2.htm

Вот такие пироги, вот такие пышки, - как говаривает один мой приятель...

Кстати, я не поленилась и проверила цитаты. Всё как есть... Позор!

Ник vera-veritas зарегистрирован

0 коммент :

Отправить комментарий